Пирог автомобильных и пешеходных дорог характеризуется одно-или многослойной конструкцией, устраиваемой на земляном полотне при монтаже автомобильной магистрали, перехода или тротуара. Не выходит за пределы проезжей части, обочин, полос с краю. Предназначение – создание ровного, антискользящего, прочного, беспыльного покрытия. Принимает на себя механические нагрузки от движения транспортных средств, равномерно перераспределяя их на черновую основу.
Исходя из степени воздействия, бывает жесткий вид и нежесткий. Первый – отвечает требованиям сопротивления изгибу, модулю упругости, давление распределяет равномерно. Второй обладает минимальной сопротивляемостью, подвергается деформации под воздействием влаги. Это любая поверхность, кроме цементобетонной и асфальтной смеси.
Состоит из нескольких слоев однообразного материала, защищает основу ДО от давления и атмосферного воздействия. Дополнительно оснащается компонентами, создающими шероховатость, повышающими износостойкость. Это самая уязвимая часть сооружения, поэтому должна отвечать требованиям прочности. Бывает нескольких видов:
Эта часть обеспечивает нормальное перераспределение напряжения, дополнительно снижая давление на подстилающий грунт. Осушает сооружение, увеличивает морозоустойчивость. Состоит из несущей части и дополнительной. Материалы – песок, щебень, вяжущие добавки.
Для мощения ДО применяется типовой проект, который предусматривает срок строительства и асфальтирования дороги, эксплуатации, предстоящие нагрузки, интенсивность перемещения транспорта и другие факторы. Осуществляется расчет количества прослоек, их толщины, допустимый прогиб, особенности климата и используемых компонентов.