Технология холодного ресайклинга автомобильных дорог была разработана специалистами Европы и Америки во второй половине прошлого века. Суть технологии заключается в использовании имеющихся материалов для создания новых слоев оснований или покрытий. Методом фрезерования дорожной одежды на расчетную глубину получают органоминеральную смесь, содержащую в себе фрезерованный асфальтобетон и каменные материалы основания. Путем введения в полученную смесь вяжущего материала и последующего уплотнения обработанной смеси получают прочный конструктивный слой дорожной одежды. В качестве вяжущих материалов чаще всего используют цемент, битумные эмульсии и вспененный битум. Данная технология позволяет снизить сметную стоимость дорожно-строительных работ и сократить сроки их проведения.
Технология холодного ресайклинга дорожных одежд получила широкое распространение и на территории Российской Федерации. Она применяется при капитальном ремонте и реконструкции автомобильных дорог. Использование данной технологии, в отличие от устаревших методов, имеет большой перечень преимуществ, таких как: возможность использования имеющихся материалов существующей дорожной одежде для устройства новых слоев оснований и покрытий, повышение несущих характеристик, сокращение сроков проведения работ и снижение сметной стоимости. Это достигается за счет фрезерования существующей дорожной одежды и последующее укрепление полученной органоминеральной смеси различными видами органических и неорганических вяжущих. Также, для повышения показателей физико-механических свойств регенерированного материала, дополнительно могут применяться минеральные каменные материалы различных фракций.
Технологию холодного ресайклинга подразделяют на полную глубину и частичную. В первом случае - это метод создания нового слоя основания (для I – IV категорий автодорог) или покрытия (для IV – V категорий) путем фрезерования существующего слоя асфальтобетона на полную толщину с захватом при этом низлежащего слоя основания и последующей стабилизации (укрепления) полученной органоминеральной смеси различными видами вяжущих материалов. Основным механизмом при проведении работ данным методом является специализированный ресайклер. Данная техника способна не только фрезеровать дорожную одежду на глубину до 40см, но и дозировать в полученную органоминеральную смесь вяжущие материалы. Применение ресайклера позволяет производить весь комплекс работ за один или два прохода техники по одному следу.
Под холодным ресайклингом на неполную глубину подразумевают фрезерование только асфальтобетонного покрытия с небольшим заглублением. Основная цель данного метода – решение вопроса отраженных трещин на покрытии. Приготовление холодной регенерированной смеси осуществляют на месте производства работ с использованием специализированных механизмов - ремиксеров, способных производить фрезерование асфальтобетонных слоев на расчетную глубину с одновременном введением вяжущих материалов в полученный асфальтобетонный гранулят. Также возможно использование метода предварительного фрезерования и последующее приготовление АГБ-смеси в специальных смесительных установках различных типов методом обработки асфальтовой крошки связующими материалами.
Наибольшее распространение в Российской Федерации получил метод холодного ресайклинга на полную глубину. Это связано с тем, что большая часть автомобильных дорог требует капитального ремонта или реконструкции, так как несущая способность дорожных одежд не соответствует фактически имеющейся нагрузке и интенсивности движения транспорта. Применением данного метода позволяет создать новый слой основания, способный обеспечить требуемые прочностные характеристики дорожной одежды.
В качестве органических вяжущих при холодном ресайклинге используют битумные эмульсии или вспененный битум. В качестве неорганического обычно применяют портландцемент. Цемент обеспечивает повышение показателей прочностных свойств органоминеральной смеси, а также улучшение показателей свойств водонасыщения и водостойкости. Наибольшее распространение на территории РФ получило использование комплексного вяжущего в виде битумных эмульсий совместно с цементом. Норма расхода цемента преимущественно составляет 3 - 5%, эмульсий - от 3% до 7% от массы смеси. Применение технологии вспененного битума пока не нашло своего широкого применения по ряду следующих причин: малое количество ресайклеров с наличием системы вспененного битума и низкого качества битума российских нефте-перерабатывающих предприятий.
Компания «АНТ-Инжиниринг» разработала технологию холодного ресайклинга (регенерации) дорожных одежд с применением стабилизатора грунта «ANT»
Данная инновация позволяет полностью отказаться от органических вяжущих в виде битумных эмульсий или вспененного битума. Также происходит снижение расхода цемента более чем на 50%. При этом, укрепленная органоминеральная смесь имеет более высокие показатели физико-механических свойств, полностью соответствующие требованиям ГОСТ 30491-2012 «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства» и «Методических рекомендаций по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований способами холодной регенерации. Росавтодор № ОС-568-р от 27 . 06 . 2002.». Возможно использование cтабилизатора «ANT» с органическими вяжущими, при уменьшении их нормы расхода.
Физико-механические показатели образцов из асфальтогранулобетонных смесей, укрепленных комплексным вяжущим,согласно «Методических рекомендаций по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований способами холодной регенерации. Росавтодор №ОС-568-р от 27.06.2002».
Наименование показателя |
Составы АГБ-смесей, укрепленных комплексным вяжущими
|
Требования методических рекомендаций для I-II категорий автомобильных дорог
|
|||
АГБ-смесь |
АГБ-смесь |
АГБ-смесь |
АГБ-смесь |
||
Предел прочности при сжатии Rсж, МПа, в возрасте 7 суток, при температурах, 0С: 20 50 |
1,85 0,74 |
2,17 0,93 |
3,52 1,18 |
4,56 1,86 |
> 2,0 > 0,8 |
Водонасыщение по объему, % |
11,2
|
9,6
|
7,3
|
6,2
|
< 10
|
Коэффициент водостойкости |
0,62
|
0,74
|
0,86
|
0,9
|
> 0,7
|
Толщина слоя основания 20см.
Норма расхода материалов
|
Количество используемых материалов и их сметная стоимость, S=7000м2, h=20см
|
Итого
|
||
Цемент ПЦ 400
|
ЭБК-2
|
Стабилизатор грунта «ANT»
|
||
АГБ-смесь -100% цемента - 2% ЭБК - 2% |
61,6 т 277 000 руб. |
61,6 т 924 000 руб. |
___
|
1 201 000 руб.
|
АГБ-смесь -100% цемента - 3% ЭБК - 3% |
92,4 т 415 800 руб. |
92,4 т 1 386 000 руб. |
___
|
1 801 800 руб.
|
АГБ-смесь -100% цемента - 3% ЭБК - 5% |
92,4 т 415 800 руб. |
154 т 2 310 000 руб. |
___
|
2 725 800 руб.
|
АГБ-смесь -100% цемента - 2% ANT - 0,007% |
61,6 т 277 000 руб. |
___
|
186 л 483 600 руб. |
760 600 руб.
|