Укладка асфальтобетона
Устройство асфальтного полотна зависит от типа и предназначения дороги, но существуют четкие правила СНиП и ГОСТ, которых нужно придерживаться. Это обеспечит долговечность и качество покрытия. Требования: выполнение работ при температуре +5 градусов и выше; время застывания смеси 2-24 часа, в зависимости от материала; выдерживание толщины слоя; поддержание температурного режима раствора; применение спецтехники для укатки. Современное сырье – АБ можно монтировать при низких температурах, так как в него добавлены пластификаторы.
Включает такие процессы:
- Очищение основания от загрязнений, растительности. Используется подметально-уборочная техника. Если основа влажная и непригодная, её просушивают и засыпают подсыпкой.
- Изучение геометрических параметров – измеряется уклон, ширина, прочее посредством рулеток, нивелиров, теодолитов. При обнаружении неровностей, превышающих 2 мм, наносят выравнивающий пласт в дефектных местах. Применяют материал основания или бетон.
- Разбивка территории по оси, расчет слоев, отметка кромок.
- Установка контрольных маяков из смеси покрытия толщиной, которая соответствует слою в состоянии рыхлости. Если имеется лазерная система или копирная струна (отслеживаемый асфальтоукладчик), то расстанавливают эти базы.
- Засыпка песчаной подушки, установка геотекстиля для того чтобы гравий не проникал в песок.
- Расклинцовка – в котлован поочередно настилают щебень разных фракций – от крупного до мелкого. Чем сильнее предполагаются нагрузки на будущую магистраль, тем больший размер материала выбирают. От этого зависит количество прослоек. Каждый слой укатывают спецтехникой и поливают водой. При необходимости дополняют вяжущими веществами.
- Для обеспечения адгезии верхнего покрытия с подложкой заливается битумная эмульсионная подгрунтовка при помощи автогудронатора.
- Монтаж производится на высушенную и очищенную поверхность.
- Уплотнение и укатка.
Виды смесей
Для производства асфальта применяют битумные смолы, армирующие наполнители, пластификаторы. Покрытие делится на 3 класса:
- Первый характеризуется внедрением в массу минеральных наполнителей, фракциями 2-4 см. Предназначение – крупногабаритные автомагистрали со значительными нагрузками и интенсивным передвижением.
- Второй используется для тротуара, площади, дорог с низкой грузоподъемностью. Наполнители имеют размер 2,5 см.
- Третий оснащен добавками с минимальной фракцией – 1,5 см, поэтому считается пластичным. Монтируется на спортивных и детских площадках, частной территории, то есть там, где отсутствует транспорт.
Применение материала
Сырье наносится горячим и холодным способом. Первый замешивается непосредственно на месте мощения в специализированной технике, второй делают на заводе и продают в готовом виде. Горячие растворы используются при плюсовой температуре в 1-3 слоя. Если не будут выдержаны должным образом требования ГОСТ, покрытие в скором времени растрескается. Холодная масса монтируется при любой t, вплоть до -20. Но смесь должна иметь показатели +5 градусов. Удобно использовать для срочного ремонта дорожного покрытия в зимнее время.
Строительство автомобильной дороги должно выполняться опытными специалисты в соответствии с нормативами и правилами. Впоследствии нужно осуществлять ремонтные работы по мере износа и установленных временных ограничений.